Новости отрасли

15 апреля 2021 г. 13:59

Минэкономразвития предлагает простимулировать передачу незарегистрированного имущества в частную собственность

Минэкономразвития России предлагает запретить участие в концессиях для МУП и ГУП, а вместе с тем простимулировать передачу незарегистрированного имущества в частную собственность.

Как сообщает портал "Управление ЖКХ", предложение выдвинуто в целях упрощения передачи имущества, не имеющего официальной регистрации, в управление частным лицам, допустив при этом возложение обязанности по регистрации не только на инвестора, но и на муниципальные или региональные органы власти.

Экспертное сообщество приветливо относится к данной инициативе, в дополнение отмечая необходимость решения вопроса в части компенсации затрат инвесторов на процедуру регистрации имущества.

Согласно поправкам Минэкономразвития, в закон о концессиях предполагается внести запрет на передачу объектов теплоснабжения и водоснабжения в концессии государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также бюджетным организациям, при условии, если хотя бы один из учредителей такого предприятия выступает концендентом, то есть публичной стороной соглашения.

Тем не менее и к инвесторам предлагается предъявлять определенные требования в части подтверждения наличия у них квалификации оператора коммунальной инфраструктуры или наличия опыта в эксплуатации аналогичных объектов.

По словам разработчиков изменений, ГУПы и МУПы по сути своей не представляют собой частных инвесторов, а их участие в концессиях делает оба лица соглашения представителями региона или муниципалитета, что само собой разумеется, не соответствует определению государственно-частного партнерства, а соответственно и не влечет за собой проток частных инвестиций в отрасль.

Также в инициативе ведомства уделено внимание упрощению процедуры передачи незарегистрированного имущества в управление частников, выступающих инвесторами. На сегодняшний день это представляется возможным с ограничением доли балансовой стоимости объектов в общем составе имущества, передаваемого в концессию, не превышая 50%. При этом инвестор обязан осуществить регистрацию в течение одного года и за счет собственного финансирования. В соответствии с этим предлагается отмена ограничения, а также увеличение периода на проведение регистрации до 10 лет. Также вводится возможность возложения обязанности по оформлению имущества не только на концессионера, но и на муниципалитет согласно соответствующему соглашению.

Пояснения Минэкономразвития гласят, что зачастую доля балансовой стоимости незарегистрированного имущества превышает 50%, при этом все равно остается незначительной, а 1 года не хватает на регистрацию. Поэтому соответствующее имущество возвращается в аренду или остается у ГУПов и МУПов на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении учреждений. Чиновники считают, что данный процесс «дестимулирует действующих концессионеров к осуществлению долгосрочных инвестиций» и пугает будущих потенциальных инвесторов.

«После принятия законопроекта муниципалитеты получат четкие ориентиры: если имущество передается ГУПу, МУПу или учреждению — то на праве хозведения или оперативного управления, а с остальными лицами может быть заключено концессионное соглашение», - отметила Анна Батуева, Главный юрист Национального центра ГЧП.

Также по словам Батуевой, одной из главных проблем концессий в коммунальном хозяйстве является преобладание большого количества имущества, которое требует проведения кадастрового учета и госрегистрации. Муниципалитеты часто не имеют возможности обеспечения проведения данных процедур по причине высоких затрат, которые составляют десятки и сотни миллионов рублей. При том, что данные процедуры требуются для объявления конкурса и дальнейшего заключения концессионного соглашения.

Законом уже обозначена возможность передавать некоторые виды объектов коммунальной отрасли без регистрации, поэтому согласно экспертной оценке, реализация предложения ведомства внесет значительные улучшения в данный механизм. Останется только решить проблему в части возмещения расходов концессионера на реализацию этих процедур, потому что сегодня возможность их учета при установлении тарифов ограничивается только затратами на стоимость госпошлины, а это в свою очередь не самая значительная часть расходов.

88888