Новости отрасли

23 марта 2025 г. 19:00

В СовФеде РФ разбирались с вопросами повышения эффективности управления МКД

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Вопросы повышения эффективности управления многоквартирными домами: основные подходы и предложения». Участие в слушаниях принял Ирек Файзуллин, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Рассмотрение предложенных в 2024 году Комитетом Государственной Думы по строительству и ЖКХ сценариев развития системы допуска на рынок управляющих организаций проходило через призму Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 (2035) года и национальных целей развития Российской Федерации.

Во время заседания отмечалось, что управление многоквартирными домами — это очень важная тема для граждан, и поэтому отношение к ней очень серьезное. В ноябре 2024 года Валентина Матвиенко в ходе правительственного часа отметила, что управляющие компании работают неэффективно, и подчеркнула необходимость изменить подходы в управлении ЖКХ. Правительство РФ также признает существующие проблемы, что отражено в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ.
В декабре 2023 года профильные комиссии Госсовета и Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ предложили рассмотреть три варианта улучшения этой сферы.

1. Консервативный сценарий сохраняет лицензирование с существенным ужесточением лицензионных требований и перераспределением полномочий между органами власти в сторону разгрузки ГЖИ от «административно-бумажных» функций.

2. Прогрессивный сценарий — это переход на саморегулирование в сфере управления МКД с передачей большинства полномочий по контролю и надзору за допуском на рынок национальному объединению и региональным СРО. Государственный контроль тоже становится более эффективным за счёт включения представителей органов власти в органы управления СРО. Опыт саморегулирования в других отраслях показывает разные результаты. Скажем так, есть очень хорошие примеры, и если взять их за основу, то конструкция даст необходимый результат.

3. Альтернативный сценарий предусматривает переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом. При этом основные рычаги управления фактически передаются государству. Управляющие организации сменяются эксплуатирующими, которые должны будут аккредитовываться у региональных операторов. Говоря о позиции регионов по трансформации сферы по управлению многоквартирными домами, Владимир Якушев обратил внимание, что большинство, а именно 54 региона, выступают за сохранение лицензирования. Основные аргументы: 10 лет работы над созданием системы лицензирования и отсутствие явных преимуществ у саморегулирования, которые были бы подтверждены на практике.

Порядка 30 субъектов РФ, поддерживающие лицензирование, считают, что нужно улучшить требования к материально-технической базе и кадрам управляющих компаний при выдаче лицензий. Помимо прочего, высказаны предложения об  упрощении процесса аннулирования лицензий и введении досудебного порядка. Некоторые регионы считают, что стоит рассмотреть саморегулирование (СРО) как альтернативу лицензированию. В 2014 году государство уже выбирало между ними и остановилось на лицензировании. Сейчас около 10 регионов поддерживают СРО, считая его прогрессивным вариантом. Пример: в Омской области около 30 % управляющих компаний работают по принципу саморегулирования.

Третий вариант — создание региональных операторов, заинтересовал 22 субъекта, из которых 11 видят его применение вместе с другими моделями. Однако есть опасения о монополизации рынка и сложности управления. Также предложено создание бюджетных учреждений, что отметили 25 регионов. Большинство из них рассматривает этот вариант как дополнительный к другим моделям, особенно для аварийных домов.

Около 30 субъектов РФ выбрали несколько сценариев одновременно, учитывая свои специфические условия.

В заключительной части слушаний отмечалось, что в субъектах РФ существует значительное разнообразие жилищного фонда, климатических условий и финансовых возможностей. Поэтому в настоящее время нельзя ограничиваться использованием только одного способа управления. Общий вектор развития - это совершенствование лицензирования и иных вариантов управления. Систему саморегулирования необходимо развивать в рамках действующего законодательства (№ 315-ФЗ). Созданная на местах соответствующая база и показатели эффективности работы региональных СРО могут положить начало процессу отказа от лицензирования.

88888